Tuesday, October 16, 2018

Программа 2019 г.

Download the program
Тема 2019 года:

Гибридные конфликты и гетерогенные общества: гражданская война и глобальный мир



В своем знаменитом “Левиафане”, опубликованном в 1651 г., Томас Гоббс выразил пессимистический взгляд на природу общества: 

"Люди равны от природы. … Из-за равенства проистекает взаимное недоверие. … Из-за взаимного недоверия – война. … Отсюда видно, что, пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, и именно в состоянии войны всех против всех. Ибо война есть не только сражение, или военное действие, а промежуток времени, в течение которого явно сказывается воля к борьбе путем сражения. … Подобно тому как понятие сырой погоды заключается не в одном или двух дождях, а в ожидании этого в течение многих дней подряд, точно так же и понятие войны состоит не в происходящих боях, а в явной устремленности к ним в течение всего того времени, пока нет уверенности в противном. Все остальное время есть мир. … "

Гоббсовская вера в фундаментальность войны “всех против всех” не раз оспаривалась социальными мыслителями (начиная с наиболее раннего и известного критика – Джона Локка). Однако до сих пор сохраняет актуальность сама системность его анализа, предполагающая существование структурной взаимосвязи между личными склонностями индивидов и общим состоянием общества. Гоббс также продемонстрировал способ размышления о социальных процессах, не проводящий жесткого разделения между “домашним” и “международным” контекстами – что позволяет изучать гражданскую смуту и войну с иностранцами как аналогичные и часто взаимосвязанные явления. Все это делает удивительно актуальным трактат “Левиафан” почти четырехвековой давности, особенно учитывая склонность современных историков и обществоведов жестко разграничивать непрерывное пространство социальной самоорганизации и дезинтеграции на изолированные области: внутренней и внешней политики, конфликта и сплочения. Речь, конечно, не идет о призыве вернуться к абстрактным обобщениям Гоббса. Скорее, необходимо контекстуализировать и историзировать широкие категории, такие как “люди”, “власть” и подобные им, структурировавшие философскую мысль Гоббса. Более того, эти категории должны обрести такое же многогранное и синкретичное значение, как и понятие “война”, столь глубоко понятое Гоббсом (который писал свой трактат на протяжении десятилетней Гражданской войны в Англии и под ее непосредственным влиянием). 
В 2019 году Ab Imperio приглашает авторов и читателей задуматься об амбивалентности феномена социального конфликта, который может предшествовать “гражданскому состоянию” (Гоббс) или являться следствием его коллапса, восприниматься как внутренний или международный конфликт (в зависимости от масштаба анализа). Любая привычная категория проблематизируется, как только “общество” перестает восприниматься однородным, очерченным четкими границами, и предстает в более реалистичном свете – как многослойное переплетение социальных сетей и разнообразных сообществ солидарности. Если одни из них размером с деревню, а другие – трансконтинентальные по своему масштабу, если одни основаны на общности экономических интересов, а другие – на единой культуре, то можно ли однозначно провести границу между гражданской и мировой войной, между социальной дезинтеграцией и воплощением универсальных тенденций глобального общества? 
Мир и стабильность (как противоположность войне) вызывают не меньше вопросов. Действительно ли общества и исторические эпохи, описываемые как “мирные” или даже “застойные”, находят способ разрешения наиболее серьезных конфликтов, или они просто вытесняют их за пределы официально признаваемого сообщества (в колонии или внутренние “серые зоны” маргинальности)? Поможет ли изменение масштаба анализа – от локального к глобальному, а от глобального к микроисторическому – обнаружить линии раскола и разрывы в социальной ткани государств и обществ, скрытые за господствующими нарративами социального единства? Каким образом историческая оптика, чувствительная к фиксированию множественных проявлений разнообразия, меняет наше представление о динамике внутренних конфликтов в обществах, достигших состояния гоббсовского мира? Как историки могут осмысливать такие периоды (будь то “реакция” после революции 1905 г., сталинский “тоталитаризм” или брежневский “застой”) с точки зрения скрытого внутри них потенциала конфликта, проявляющегося не столько в политических программах, сколько в разнообразии форм активной позиции – в диапазоне от национализма на многонациональном пространстве до “холодной” гражданской войны между социальными группами? Другими словами, то, что воспринимается как победа определенного социально-политического порядка, при смене теоретических “линз” может оказаться продолжающимся конфликтом. 
Эти вопросы и проблемы нашли отражение в годовой теме журнала “Гибридные конфликты и разнородные общества: гражданская война и глобальный мир”.
     
1/2019 Контакты и размежевания в имперской ситуации

Макро- и микроанализ исторических контактов, конфликтов и размежеваний в имперской ситуации, явно или имплицитно связанных с различиями и различением ● Гегемонные исторические нарративы и проблема разнообразия ● Диалектика союзников и врагов в имперской ситуации ● Нативистская интерпретация прошлого и история культурных и политических трансферов ● Историческая память и принятие разнообразия в прошлом ● Концепции национальных меньшинств, доминирующих элит иностранного происхождения и глобальных мигрантов ● Современные эпистемологии и проблема различия: универсализм Просвещения, эволюционизм и множественные модерности ● Политическая мобилизация и политическая индифферентность в гетерогенных обществах ● Проблема границы – территориальная и политическая. 

2/2019 Гражданские войны в империях и нациях
 

Международное право и гражданские войны: нарушение мирового порядка суверенитетов ● Национализация пространства и противостояние ему при “старом режиме” ● Первая мировая война как серия гражданских войн: влияние Первой мировой войны на колонии заморских империй ● Точка невозврата: от имперской революции и национальных движений к гражданской войне ● Российская гражданская война и национальные (финская, украинская, грузинская) войны за независимость и гражданские войны: пористые границы, оспариваемые субъектности ● Парижская мирная конференция 1919 г. и проблема признания новых суверенных государств ● Сталинский порядок как гражданская война ● Вторая мировая война и Великая отечественная война как гражданские войны ● Национальные войны и гражданские войны в постсоветский период ● Российские культурные войны: между Kulturkampf и Культурной революцией ● Человеческое тело как среда взаимодействия и поле боя: политика гендера и сексуальности. 

3/2019 Социальный контракт в теории и на практике  

Исторические формы принятия разнообразия в обществе (империя, федерация, конфедерация, содружество) и их будущее ● Колониализм как общий проект ● Написание истории нациестроительства и построения империи ● Социальная гармония и сотрудничество классов как политическая альтернатива и утопическая цель ● Гендер и сексуальность как основы социального сплочения и воплощение социальной розни ● Псевдоконституционализм и имперские практики кооптации местных элит: проблема демократии в условиях империи ● Была ли Австро-Венгерская империя обречена в результате конституционного эксперимента? ●Развитие социального государства в странах Советского блока и его демонтаж после 1989 г. ● Проекты объединенной Европы и их политическая реализация и следствия ● Мировое правительство как политический идеал и расхожий миф. 

4/2019 Регулировка масштаба: глобальные конфликты – локальные последствия, и наоборот 

Меньшинство как глобальный концепт и политическая проблема ● Взаимоперекрывающиеся сети: религиозные, социальные и языковые узы и государственные границы ● Эффект выбора масштаба: трансграничное сообщество в роли меньшинства в отдельной стране ● Импликации и последствия мировых войн и глобальных конфликтов для локального общества ● Войны и крах империй ● Постимперское устройство: от глобального к локальному – или к иной глобальности? ● Пересмотр концепции “трех миров” времен холодной войны ● Корни современного глобализма: институциональные, политические, юридические и культурные ● Корни современного антиглобализма: местные реакции на глобальные “угрозы” ● Новые “глобальности” (Глобальный Юг, глобальное потребление) и недовольство ими ● Многослойные общества: элементы разных “миров” в одной политической системе (Российская империя и СССР как синтез “первого”, “второго” и “третьего” миров) ● Гендерные идентичности: между локальным и глобальным ● Религия как глобальная сеть и рамка идентичности ● Глобальное и локальное в век новых технологий.

No comments:

Post a Comment