Monday, November 28, 2022

Программа 2023 года:

На пути к постнациональной истории Евразии: деконструкция империи и денационализация группности

В течение последних 23 лет сотни исследователей из десятков стран приняли участие в развитии новой имперской истории в рамках академического проекта Ab Imperio. Координируя эту коллективную работу, AI последовательно обусловливал исследование прошлого и настоящего Северной Евразии постоянным диалогом с исследователями наднациональных формаций и композитных политий, имперских обществ, национальных и колониальных проектов, а также постимперского воображения и глобальных контактов. Название журнала буквально означает “от империи”, и Ab Imperio приступил к коллективной работе по эпистемологической деколонизации задолго до того, как “деколонизация” стала политической модой. Годовая программа AI 2023 года приглашает авторов применить полученные за эти годы новые знания и концептуальное видение для пересмотра исторических проблем и теоретических подходов, традиционно описываемых в рамках телеологической и бинарной оппозиции империи и нации, гибридности и аутентичности, архаизма и модерности

В частности, программа 2023 года уделяет внимание социальным механизмам, делающим возможными возникновение и поддержание универсализма, разнообразия и множественности социальных агентов; природе группности и эпистемологической двусмысленности постгуманизма; а также ограничениям пространственного и темпорального воображения, способствующим воспроизводству оппозиции империи и нации. Эти широкие темы являются сквозными для исследований исторических империй и постимперских формаций и воображения. Они же играют все более значимую роль в современной политике.

Наступление эпохи постнационального государства, провозглашенной Юргеном Хабермасом в конце 1990-х, в последнее время дает о себе знать, главным образом, впечатляющей демонстрацией краха и разложения модерного национального государства во многих развитых странах. Борьба с пандемией короновируса представляет собой лишь наиболее очевидный пример неэффективности или даже невозможности применения дисциплинарных практик и институтов социальной мобилизации, вполне доказавших свою эффективность в середине ХХ века. Важной причиной неспособности компенсировать распад старых структур появлением предсказанных новых форм социальной организации служит преобладание методологического национализма в науке и политике. Эта эпистемологическая рамка делает невозможной осмысление современного наднационального общества иначе, чем в привычных нациецентричных категориях, тем самым навязывая национализацию всего “постнационального”. Национализация же постнационального общества неизбежно воспроизводит лишь дисфункциональную версию национального государства – подобно тому, как ретроспективная национализация анациональных или многонациональных политий в прошлом приводит к ложным историческим выводам.

Можно ли сопротивляться логике нашего собственного аналитического языка, сформированного нормативным нациецентричным видением социального и политического пространства? Что дает аналитическое преодоление колониальной парадигмы и проблематизация иррегулярного имперского разнообразия, если выйти за рамки постколониальных бинарных оппозиций и национальной оптики? Как использовать богатейший исследовательский материал, накопленный при изучении имперского прошлого, для создания нового научного языка описания постнационального? Именно в этом исследовательском контексте новая имперская история становится особенно актуальной. Изучая общества прошлого – часто архаичные и реакционные – она, тем не менее, предлагает уникальную возможность увидеть и проанализировать работу вненациональных или паранациональных социальных механизмов. Их критический анализ может стать уникальным ресурсом для формирования действительно современных и прогрессивных форм постнационального воображения как предпосылки для более инклюзивного и справедливого общества.

1/2023 Динамика империализма и национализма в Евразии 

 Деколонизация 3.0: 1917–1928; 1989–1991; 2022–  Переосмысливая бинарную оппозицию нации и империи  Империя и нация как категории практики и анализа  Антиколониальные национализмы в Евразии в сравнительной и глобальной перспективе  Советские исторические нарративы: наднациональный, национальный, региональный  Чем сегодняшние усилия по деколонизации отличаются от советской деколонизации 1920-х годов?  Историки Евразии о поселенческом колониализме  Русский и российский национализм и империализм  Авторитарный этатизм и национализм  Национализм в полиэтническом государстве: этнографические иерархии против политической инклюзивности  Безгосударственные национализмы  Национализмы как продукты империй  Национализация “российской истории”  Революция 1917 года как имперская революция  Советский Союз: между импульсами национализма и универсализма  Переосмысливая историю революционного движения через рамку деколонизации

2/2023 Гражданство и политическое участие в имперском и национальном государстве

 Национализм, демократия и исключение  Дилеммы постимперского транзита  Имперское гражданство: универсализм и партикуляризм режима индивидуальных и коллективных прав  Армия и гражданство в Российской империи и СССР  Закон и суд: “режим имперских прав” (“imperial rights regime”) и практики имперского гражданства  Граждане в движении: иммиграция, миграции, ссылка, эмиграция  Воображая постнациональное гражданство: генеалогии и практики  Диаспорная группность, проблематизирующая и преодолевающая дуализм “ядра” и “периферии”  Новая политика российского гражданства: Крым, Донбасс, Абхазия, Южная Осетия  Гражданство как интерсекциональный дискурс  Разложение советского гражданства: траектории постсоветских независимых государств от Прибалтики до Средней Азии  Постсоветское гражданство и капитализм: предпринимательство и кризис социального государства  Сравнение практик наднационального и многоуровневого гражданства: Европейский Союз и СССР  Гендерная политика национализирующих режимов  Биополитическое гражданство в имперских и национальных формациях; колониальная биополитика  Включение “расы” в исследования имперского, советского и постсоветского гражданства  Программы поддержки “соотечественников” в постсоветских государствах  Место истории имперского и советского гражданства в глобальных исследованиях гражданства

3/2023 Переосмысление политики наименования и логики группности 

 Деколонизация исследовательского поля как лингвистический поворот  Дифференциация населения империи: конструирование и наименование группности  Что имя значит? Русский vs. российский и другие имена национальных и наднациональных идентичностей  Кто, где и когда был “русским”? Эволюция категории “господствующей нации”  Политическая риторика войны России в Украине  Мертва ли интеллектуальная история?  Биографии “деколонизаторов” (Митрофан Довнар-Запольский, Георгий Хачапуридзе, Михайло Грушевский; Иосиф Орбели; Михаил Покровский и др.)  Война и канон: переосмысливая проблему “отмены” “русской” культуры  Значение “расы” в истории Евразии  Насилие как язык ̶ язык как насилие  Разговор о советском обществе на “постбольшевистском” языке  “Мультинационализм” в социальной теории, историографии и литературных дискурсах: концептуальная история  Кто является Kaiser treu в постсоветском мире: в поисках наднационального дома  Размышляя о советской гибридности  Многозначность советской ностальгии как языка субъективности и лишений  Историзация советской и постсоветской нормативности  Кого мы называем “средним классом” в имперском, советском и постсоветском обществах?  Пересматривая советские таксономии: иерархии и возможности в городском, сельском, и этнически маркированных контекстах  Пандвижения и идеологии: родство с национализмом и империализмом

4/2023 Возвращая способность автономного мышления и действия (агентности): экосистемы гуманизма и постгуманизма

 Экологическая история и ее противоречия  Материальный поворот и гуманистический разворот  Деколонизация российской и советской историй: множественная агентность  Представления о будущем региона  Истории примирения: постколониального, послевоенного, постгеноцидного  Формирование сталинского среднего класса  Диалектика советского гуманизма и насилия в поствоенном СССР  Политика нормализации советского прошлого  Этос и культура советских профессионалов  Насколько глобальными были советские, социалистические и западные шестидесятые?  История для эпохи постмодерна: объекты, темы, источники, нарративные стратегии  Размышления о масштабе: транснациональный, глобальный, локальный и проч.  Существовал ли советский “нью-эйдж” (критика модернистских нарративов и прогрессивной темпоральности, увлечение мистицизмом и т.д.)?  Конструируя нарратив советской истории как части глобальной истории и ограничения этого нарратива: деколонизация, технократия, 1968 года, нью-эйдж, консьюмеризм  Вызов постнационального государства




ПОСТОЯННЫЕ РУБРИКИ:
Теория и методология  История  Архив  Социология, антропология и политология  АВС: Исследования империи  и национализма  Новейшие мифологии  Историография и рецензии.

О получении журнала и доступа к электронной версии пишите на abimperio.inc@gmail.com
  

No comments:

Post a Comment