Одним из неожиданных исторических уроков пандемии COVID-19 стала очевидная неспособность современных государств ответить на кризис мерами, типичными для середины XX века. Советский Союз имел солидный опыт борьбы с инфекционными заболеваниями: в 1959 г. эпидемию оспы в Москве остановили менее чем за три недели, а в 1970 г. не допустили распространения вспышки холеры во время седьмой пандемии. Тогда армия заблокировала южные города, закрытые на карантин, а РПЦ ввела в своих приходах строгие правила гигиены. Сегодня российское правительство спокойно наблюдает, как страна горит, как в переносном смысле, поставив мировой рекорд по уровню смертности от COVID-19, так и буквально, оставляя без внимания бушующие лесные пожары беспрецедентных масштабов.
В конце 1941 г. американская экономика в считанные недели перестроилась в режим военного времени и производила в среднем по три 14.400-тонных транспортных судна класса “Liberty” каждые два дня, не говоря уже о десятках танков и более двухсот самолетов в день. На этом фоне кажется невероятным, что на протяжении всего 2020 года США так и не смогли наладить выпуск не какого-то сложного оборудования, а необходимого количества защитных одноразовых масок. Несколько недель вся страна испытывала дефицит дезинфицирующего средства для рук – по сути, просто разбавленного спирта. На фоне фактического паралича американской политической системы, роста популярности в обществе конспирологической теории “глубинного государства” и невероятно низкого уровня правительственной экспертизы во всех сферах, от внешней политики до внутренних дел, диагноз “провал государства” кажется наиболее логичным объяснением неэффективности борьбы с эпидемией. В этой перспективе иначе воспринимается ситуация в РФ с ее полным демонтажом государственных институтов, на смену которым пришли неформальные сети частных интересов. Россия оказывается не маргиналом, а, скорее, лидером глобального тренда. Современного государства, опирающегося на “развитые институты”, как его представляют нормативные социальные теории, похоже, больше не существует.
Можно возразить, что некоторые страны продемонстрировали энергичные и скоординированные меры по борьбе с эпидемией, вполне на уровне интервенционистских и эффективных государств середины ХХ века – прежде всего, Китай, Израиль, а также некоторые североевропейские государства с однородным населением. Но это важное исключение только подтверждает общий диагноз и уточняет его, делая очевидным: функциональным сегодня остается только национальное или агрессивно национализирующееся государство. Оказывается, эффективно работать государство заставляют не некие самодостаточные “развитые институты”. Государство эффективно только благодаря широкому консенсусу, разрешающему осуществлять принуждение от имени всего общества. Достижение такого консенсуса возможно лишь внутри сплоченной нации, допускающей самоцензуру и насилие в отношении отдельных ее членов в интересах большинства единомышленников. Если это так, то сама перспектива постнационального общества, которое отдает предпочтение правам индивида и допускает множественную лояльность, подрывает основы современного государства и ставит вопрос о политических формах, способных заменить его в будущем.
Кризис современного государства должен напомнить историкам о многозначности и обусловленности этого фундаментального политического понятия. В 2022 году редакторы приглашают авторов и читателей Ab Imperio пересмотреть историю неочевидного феномена государства и деконструировать его значение применительно к разным периодам и обществам.
1/2022 Бесконечная история государственного строительства: кто и как заставлял власть работать
2/2022 Воображая Левиафана в мифе, религиозных представлениях, литературе и идеологии
3/2022 Государство империи и нации: есть ли разница?
4/2022 Роль государства в проектах улучшения общества
Следующие темы раскрывают годовую программу, при этом не исчерпывая ее:
No comments:
Post a Comment